- Где же выпускники? - спрашивают работодатели менеджеров по персоналу.
- Нет нормальной работы, - говорят выпускники своим друзьям и родителям.
По статистическим данным около 40% выпускников ВУЗов не работают по своей специальности. Возможные причины:
- учебное заведение было выбрано "для галочки", просто чтобы было высшее образование;
- в ходе учебы стало понятно, что данная профессия не подходит, но ВУЗ окончен;
- за пять лет обучения появилась новая специальность или интересы, которые стали более приоритетны и т.д.
С чем же сталкиваются оставшиеся 60% выпускников при трудоустройстве на первую работу. На мой взгляд, разные ожидания друг от друга у выпускника и работодателя.
Ожидания работодателя. Придёт молодой специалист с набором первоначальных знаний и его нужно будет обучить премудростям профессии. При этом работодатель продолжает процесс обучения молодого специалиста в квалифицированного сотрудника, который может приносить пользу компании. Работодатель платит зарплату-стипендию, выделяет наставника, также оплачивает обучение, необходимое для работы. По сути, работодатель вкладывается в молодого специалиста, и ещё неизвестно, насколько окупятся его инвестиции. Работодатель очень ждёт "горящие глаза" молодого специалиста и интерес к новой профессии. Когда специалист уже может приносить пользу компании и ему самостоятельно доверяют работу, то тогда начинает расти и его зарплата.
Ожидания выпускника. У меня есть диплом и мне нужна достойная работа, зарплата и условия труда. Часто я сталкиваюсь с тем, что молодой специалист рассчитывает свою минимальную зарплату исходя из своих жизненных потребностей. В свою очередь работодатель оплачивает его навыки, которые есть у данного специалиста. Часто "стоимость" первоначальных профессиональных навыков ниже "стоимости" первоначальных жизненных потребностей. И выпускник разочарован. Он учился пять лет, а его зарплата соизмерима с зарплатой неквалифицированного работника.
Второй момент, который хочу отметить, - это ожидания от самой работы. Часто слышу такую фразу: "Я не так себе представлял эту работу". Несмотря на полученное образование у выпускника не всегда есть четкое понимание, чем он будет заниматься на своем рабочем месте.
И третий момент это ожидание, что его будут продолжать обучать. "Меня этому не учили", - тоже одно из частых высказываний выпускника. Здесь нужно быть готовым обучаться самому - задавать вопросы, изучать информацию по своей профессии. Навыки и знания нужны не ради оценки, а для качественного выполнения своих задач.
Что делать выпускнику?
1. Приземлить свои ожидания. Необходимо проанализировать рынок труда и понять уровень оплаты труда молодого специалиста.
2. Составить резюме и разместить его на соответствующих сайтах. Также у некоторых крупных компаний есть собственные сайты, где есть раздел - "вакансии", обычно можно отправить резюме по указанному адресу.
3. Ходите на все собеседования. Если вас пригласили на собеседование идите, не важно, по вашей специальности или нет. Во-первых вы приобретаете опыт прохождения собеседований. Второй момент - вы посмотрите, какие бывают компании, и начнёте точнее понимать, что подходит именно вам.
4. На собеседовании важны не только ваши профессиональные знания, но и ваш интерес к работе, ответственность, доброжелательность, хорошие коммуникативные навыки. Часто работу получает тот, кто произвел лучшее впечатление на работодателя.
Сейчас рынок труда испытывает дефицит, поэтому время для трудоустройства выпускников весьма благоприятно.
Руководитель рекрутингового агентства " Карьера"
Лихачева Марина.
Ваша вакансия одновременно может быть размещена: