Подход к выбору профессии/ любимого дела/ призвания/ предназначения значительно изменился в последнее время. Сейчас нормально делать 3-4 карьеры за свою жизнь. Вопрос о том, что необходимо выбрать одну профессию на всю жизнь, становится неактуальным. Актуально уметь выбирать новое направление деятельности в изменяющихся условиях.
Можно строить карьеру, опираясь только на свои профессиональные знания и навыки, а можно, опираясь на умение договариваться, вдохновлять, а можно на то и другое одновременно. Для понимания эти навыки разделили на 2 категории - hard skills и soft skills. Давайте разбираться вместе.
Hard skills? Это, так называемые "твердые" навыки. Что это? Здесь идёт речь о технических и профессиональных навыках, которые можно проверить.
Для каждой должности это будут разные навыки - компетенции. По сути это, то, что отображено в должностных инструкциях, и в требованиях для соискателей в вакансии. Навыки и знания врача отличаются от компетенций программиста, инженера - строителя и т.д. Компетенции каждой профессии специфичны и мало востребованы в других профессиях. Hard skills - это знания и навыки, которые делают тебя компетентным в своей профессиональной сфере. Например, для бухгалтера это знание и умение вести бухгалтерский учёт, финансовый анализ. Для врача это умение ставить диагноз, назначить лечение и необходимую реабилитацию.
Что касается soft skills - то эти навыки нужны в той или иной степени в большинстве профессий. Soft skills - это так называемые "гибкие" навыки. Они универсальны и необходимы нам почти в любой сфере. Выделю 6, которые, на мой взгляд, максимально универсальны в настоящее время.
1. Коммуникабельность - умение находить общий язык с коллегами, клиентами, заказчиками, грамотно доносить свое видение и идеи до собеседника, а также дипломатично преодолевать спорные моменты.
2. Компьютерные навыки - это свободное владение не только ПК, но и другими гаджетами, программами.
3. Ответственность и умение делать выбор. Это тоже навык, который позволяет принимать решения с учётом их последствий для себя, коллектива, компании.
4. Умение работать в команде - это навык взаимодействия с коллегами, умение распределять ответственность в команде и вносить свой вклад в командный результат. Сюда же отнесу и умение конструктивно решать конфликты.
5. Целеустремленность - это умение достигать результата в изменяющихся условиях, в режиме многозадачности.
6. Английский язык. Все чаще и чаще требуется знание английского языка для работы, особенно в международных компаниях.
Именно сочетание профессиональных и личных навыков даёт максимальный результат. Какую бы работу, специальность и должность вы не выбрали, умение строить отношения в коллективе и выполнять поставленные задачи, несмотря на изменяющиеся условия, помогают вам становится профессионалом и выполнять все более сложные задачи.
К одному и тому же результату можно прийти разными способами, ищите свой. Кому-то важно сначала определиться с профессиональным направлением и, исходя из этого, подтянуть свои "soft skills". А кому-то удобнее прокачать для начала свои гибкие навыки, а затем найти профессиональную нишу. Любой путь хорош.
Руководитель рекрутингового агентства "Карьера"
Лихачева Марина.
Ваша вакансия одновременно может быть размещена: