2006 год. № 14 (112)
В 1899 году на базе Вятских железнодорожных мастерских был создан завод по ремонту вагонов и паровозов. За более чем 100 лет своего существования он превратился в мощное предприятие, занимающее площадь в 40 гектаров, 12 из которых находятся под производственными зданиями и сооружениями. Сегодня ОАО «Кировский машзавод 1 Мая» — один из лидеров в области тяжелого машиностроения. Здесь используют достижения высоких технологий и выпускают современную путевую технику, выполняющую весь комплекс работ при строительстве, ремонте и эксплуатации железных дорог.
Завод является основным поставщиком (сказывается вековой опыт) железнодорожных кранов в Россию и страны ближнего зарубежья: Казахстан, Украину, Узбекистан. Они сослужили добрую службу и в Германии, и в Югославии, и в далекой Гвинее. Предприятие выпускает краны различных модификаций, которые по желанию заказчика могут быть укомплектованы дополнительным оборудованием, в том числе и для очистки путей от снега. Специально для нужд МЧС здесь освоили выпуск гидравлических кранов — их надежность и функциональность оценил сам Сергей Шойгу. С 1977 года выпускаются машины с мудреным названием — выправочно-подбивочно-рихтовочные (ВПРС). Их используют для выправления деформирующихся со временем железнодорожных путей и стрелок.
Уже несколько лет предприятие выполняет заказ для США — целый цех задействован в производстве газонокосилок. Правда, это не те миниатюрные машинки, которые знакомы россиянам по американским фильмам, а довольно крупные агрегаты. Их прицепляют к тракторам, чтобы выкашивать большие площади (вспомните идеально ровные западные ландшафты). В России они спросом не пользуются — у нас другая культура и другие стандарты.
— Спрос на продукцию тяжелого машиностроения есть, — говорит начальник отдела управления персоналом Юлия Новосельцева. — И каждый заказ, как правило, рассчитан на несколько лет. У цехов своя специфика: например, те, что производят краны, перегружены, другие работают не в столь напряженном режиме, но и не стоят.
На ОАО «Кировский машзавод 1 Мая» трудится большой коллектив — 2300 человек. Большинство из них мужчины, и дело вовсе не в дискриминации: просто условия производства требуют применения значительной физической силы. Кадровый вопрос не может не волновать руководство предприятия, и здесь выработали свой подход к его решению. «Мы создали учебный центр, — рассказывает Юлия Владимировна, — куда приглашаем молодых людей после армии, школы или техникума в независимости от того, есть на заводе свободные вакансии или нет. Из них набираем группу и обучаем в течение полугода по тем специальностям, которые необходимы предприятию». Обучение не только бесплатное — учащиеся получают стипендию, размер которой выгодно отличается от государственной. В зависимости от успеваемости и срока обучения она составляет от 3,5 тыс. рублей. «Мы стараемся готовить кадры сами, — продолжает начальник отдела управления персоналом, — несмотря на то, что их выпускают вузы и средние специальные учебные заведения. Для нас важны личностные моменты. Например, специалист по маркетингу должен уметь общаться, инженер — обладать определенной долей усидчивости. У каждой профессии своя специфика. Ценим профессионализм».
Тех, кто будет работать на предприятии завтра, подбирают и среди практикантов. Может, из ста молодых людей лишь десять — специалисты от Бога, «звездочки», но их заметят и постараются заинтересовать: они получают ежемесячно по 200 рублей стипендии, кроме оплаты труда за выполненную работу, а в будущем — гарантированное место работы. Разработана система грантов для лучших выпускников авиационного техникума, которая начнет действовать с этого года. А если сотрудник поступил в вуз или техникум, выбрав специальность, нужную заводу, половину стоимости обучения оплачивает предприятие. Молодым специалистам выплачивают «подъемные» — до 4 тыс. рублей.
Наличие собственного учебного центра не означает, что на заводе не возьмут «человека с улицы». Персонал подбирают и через СМИ, и через кадровые агентства. Проблема не столько в отсутствии кадров, сколько в том, чтобы найти здорового человека. Сложное и вредное производство требует соответствующего состояния здоровья, а оно у населения области только ухудшается.
Работа на «Первомайке» считается престижной: за день к Юлии Новосельцевой обращаются 18-20 человек. Что же привлекает людей? Во-первых, зарплата. В феврале в среднем она составила свыше 8 тыс. рублей. У рабочих — около 9 тыс. рублей. Практически ежемесячно выплачиваются премии. В марте планируется повышение зарплаты примерно на 10%, а вообще, если на предприятии систематически выполняют план, то она может повышаться до четырех раз в год.
Второй немаловажный момент — большой (лучше сказать, огромный) социальный пакет и множество видов материальной помощи. Все, что положено работнику по Трудовому кодексу, он получит. Родился ребенок — его родителям выдают 2 тыс. рублей каждому. Играют свадьбу — молодоженам полагается 2400 рублей каждому молодожену. К 50-летию — 1000 рублей. Если сотрудник живет далеко от места работы, ему оплачивают проезд. Если человек потратил немалые средства на лечение, его стоимость оплатят через фонд социального страхования. А если необходимо поправить здоровье, дадут путевку в санаторий. Предприятие содержит детский сад, так что молодые мамы могут спокойно отправляться и наслаждаться работой в Кирове. «У нас есть корпоративный кредит, — перечисляет материальные блага Юлия Владимировна, — когда поручителем является предприятие. Можно гасить его через Сбербанк, а можно — через заводскую кассу».
И, наконец, третье. ОАО «Кировский машзавод 1 Мая» не только имеет собственное благоустроенное общежитие, но и квартиры, которые сдаются специалистам в аренду. Они при этом платят только за коммунальные услуги. По прошествии определенного срока возможно оформление жилья в собственность. Кроме того, завод (наверное, единственный в области) продолжает строить свое жилье. «Это хороший стимул, — говорит Юлия Новосельцева, — но на работе приходится выкладываться полностью». Действительно, при таком раскладе хочется и работать, и делать карьеру. Показательные примеры есть. Около 40% среднего звена руководители до 35 лет, пришедшие на завод от 5 до 10 лет. Все зависит от самого человека.
Жизнь завода — это не только производство. Здесь есть свои традиции, свои праздники, главный из которых — День машиностроителя. К нему обычно приурочено награждение лучших из лучших. Каждый год это не менее 50 человек. Коллектив предприятия любит отдыхать на лоне природы. У завода есть база отдыха — настоящий рай для работников завода. Постоянное внимание уделяется спорту: волейболу, футболу, стрельбе, лыжным гонкам.
Создан Совет молодых специалистов. Недавно на Всероссийском форуме в Екатеринбурге первое место среди менеджеров заняли представители ОАО «Кировский машзавод 1 Мая». Как правило, они лидируют и на областных конкурсах профессионального мастерства. В каждом цехе есть танцевальные и вокальные группы, свои «звезды», которые блещут талантами на вечерах отдыха. Молодежь организовала команду КВН, выступающую в Лиге КВН промышленных предприятий области. На прошлой неделе она выиграла очередной турнир. Словом, жизнь на заводе очень насыщенная.
Тем, кто хотел бы здесь работать, Юлия Новосельцева советует: «Не бойтесь работы и поначалу низкой зарплаты».
Надежда Смирнова, газета "Рабочие места", Киров.
Ваша вакансия одновременно может быть размещена: