8 июня 2022
Довольно часто на собеседованиях эйчары (HR-менеджеры, менеджеры по персоналу) задают, казалось бы, общие вопросы. Но, на самом деле часто это вопросы проективные, которые позволяют глубже понять систему ценностей кандидата.
Что это такое проективные вопросы? Это общий вопрос или вопрос про другого человека, на который кандидат даёт ответ, основываясь на своем понимании ситуации. Например, мы смотрим на одно и тоже окно. Если придёт столяр, то он оценит качество рамы и предложит ремонт; если придёт техслужащая, то она увидит грязное стекло, которое нужно вымыть; если подойдёт художник, то возможно он захочет написать картину, которая развернулась за окном и т д. Мы видим только то, на что настроен наш мозг.
На принципе проекции основана арт- терапия: через рисунок человек выражает, то что довольно трудно написать словами. Также тест "Пятна Роршаха", где в кляксе каждый видит свой образ. Гадание на кофейной гуще построено на этом же принципе. Активно набирают популярность МАК (метафорические ассоциативные карты) - это набор картинок с разными сюжетами, где опять же каждый человек видит свой вариант сюжета. Все эти инструменты применяют HR-менеджеры при собеседовании, пожалуй, кроме гадания кофейной гуще, хотя...
Проективные вопросы полюбились рекрутерам за то, что они позволяют в спокойном режиме выявить ценности кандидата. Когда человек рассуждает об общих понятиях или о другом человеке, то это снижает его внутренне напряжение.
Соискатель дает меньше социально ожидаемых ответов.
Но для того, чтобы получить более достоверную информацию, нужно соблюдать несколько принципов:
- важно задавать вопросы в быстром темпе и просить первый ответ, который приходит в голову;
- сам вопрос должен быть открытым, то есть это вопрос, на который нельзя ответить "да" или "нет";
- вопросы мы задаём общие, по типу: "Почему в этой ситуации люди поступают так?" Либо вопрос обязательно должен касаться другого человека;
- лучше, если эти вопросы будут задаваться как бы немного невпопад.
Дальше я приведу примеры проективных вопросов по темам: мотивация, конфликтность, честность, ответственность.
Мотивация:
- зачем люди ходят на работу?
- как можно простимулировать сотрудников, чтобы они работали эффективнее?
- для чего люди делают карьеру?
- почему люди меняют работу? И т.д.
Конфликтность:
- какие самые частые причины конфликтов в коллективе?
- какие самые часты причины конфликтов с клиентами?
- какие клиенты наиболее проблемные для компании? И т.д.
Честность:
- почему люди воруют?
- какие люди не воруют никогда?
- что нужно сделать компании, чтобы уменьшить воровство?
- как вы может заподозрить человека в воровстве? Ваши действия? И т.д.
Ответственность:
- почему одни люди успешны, а другие нет?
- как можно помочь человеку стать более ответственным и вовремя выполнять работу?
- к каким людям руководство более лояльно? и т.д.
Также хочу отметить, что к проективным вопросам невозможно подготовиться, поэтому они эффективны для любого уровня кандидата. Даже когда психологов принимают на работу, то им тоже задают такие вопросы. Лёгкого вам собеседования.
Лихачёва Марина.
Количество просмотров: 4583
Вас могут заинтересовать статьи
Я выбрал профессию, а родители против.
Всё чаще родители обращаются с вопросом профориентации подростков. В этой статье хочу обозначить один сложный момент, который не касается самого выбора профессии - это зависимость от мнения родителей.
Как это выглядит в профориентации?
Подросток зависим от родителей и...
Читать далее >
Искусство создавать чистоту.
2013 год, № 32/33 (818/819)
Под таким девизом вот уже 22 года действует на отечественном рынке компания "Примекс" – первая клининговая компания в России. В ее основе – принципы и опыт 30-летней работы шведско-эстонской компании, которая занимает в Европе лидирующие позиции на рынке...
Читать далее >
«Точно» вместо «Срочно»: технология управленческого мышления.
25 октября 2016 в Кирове пройдет семинар Александра Фридмана, на котором вы узнаете о методах эффективной самоорганизации и нейтрализации стрессовых ситуаций для обеспечения качества выработки решений и получения удовольствия от работы.
Для кого:
• Собственники бизнеса
• Первые Лица...
Читать далее >
Гипермаркет «Время простора»: «Ответственное и бережное отношение к нашим сотрудникам — одна из наших главных особенностей»
2011 год. № 82 (664).
Рыба ищет, где глубже, а человек, как известно, где лучше. Следуя этому непреложному закону, покупатель определяет для себя место для покупок, а торговый работник — место работы. Благо есть из чего выбирать. Не каждый доверяет качеству...
Читать далее >