2005 год. № 33 (80)
Об университетском комплексе рассказала руководитель кадровой политики Русского университета инноваций и Московской финансово-юридической академии Рылова Татьяна Анатольевна.
Русский университет инноваций и Московская финансово-юридическая академия работают в г. Кирове с 1998 года. Это единственный в городе университетский комплекс - самый крупный и авторитетный среди негосударственных аккредитованных высших учебных заведений не только по кировским меркам, но и по всему Приволжскому федеральному округу. Это не просто общее мнение, но и заслуженная оценка Министерства образования и науки РФ, по последнему рейтингу которого Московская финансово-юридическая академия заняла 1 место по России среди негосударственных аккредитованных вузов.
За восемь лет существования на Вятской земле, вуз показал высокую динамику развития. В то время как у всех негосударственных вузов главный недостаток - это отсутствие собственной материально-технической базы, РУИ и МФЮА успешно решили эту проблему. Сегодня в собственности университетского комплекса несколько учебных корпусов, один из которых является памятником архитектуры и истории XIX века - особняк купца Я.А. Прозорова. Надо отметить, что мы - единственная организация в области, имеющая в собственности памятник архитектуры. Это накладывает на нас серьезные обязательства. В данное время ведутся работы по проектированию еще двух новых учебных корпусов, которые будут построены на ул. К. Маркса и ул. Свободы. Более 6000 студентов обучаются на 26 специальностях на дневном и заочном отделении. Около 500 человек административно-управленческого и профессорско-преподавательского состава сплоченно работают во благо образования. «Сегодня в условиях жесточайшей конкуренции, - говорит Наталья Вершинина, директор вуза, - мы должны не просто дать студенту знания, в соответствии с Государственным образовательным стандартом, но и научить студента самостоятельно приобретать знания, научить извлекать из огромного потока нужную для себя информацию, научить пользоваться полученными знаниями, научить думать, анализировать и самостоятельно принимать решения». Высшей оценкой работы университетского комплекса стало успешное прохождение государственной аттестации Кировского филиала РУИ в апреле 2004 года и Кировского филиала МФЮА в сентябре 2004 года и получение государственной аккредитации сроком до декабря 2009 года. Это высокий показатель работы и государственная оценка качества образования.
Поскольку коллектив университетского комплекса молодой (средний возраст сотрудников составляет 36 лет), вся наша деятельность строится на следующих принципах.
Во-первых, мы выбираем стратегию развития. Университетский комплекс – открытая к переменам и динамично развивающаяся организация. Не даром в названии Российский университет инноваций есть слово «инновация», что означает «новшество», «нововведение», «новаторство»;
Во-вторых, мы ценим и поощряем стремление к самосовершенствованию и творческому росту.
В-третьих, наш ориентир – профессионализм. Высокое качество результатов работы является нашим жизненным принципом.
В-четвёртых, корпоративная культура университетского комплекса основывается на высоких этических стандартах. Мы осознаём свою ответственность за улучшение общества, частью которого являемся, и находимся среди тех, кто работает, чтобы сделать нашу жизнь достойной. При этом первостепенную роль играют позиция и поведение высшего руководства университетского комплекса, от которого в значительной степени зависят позиция и поведение сотрудников. Иными словами, позиция руководства – это ориентир, на который равняются работники.
При этом любые инициативы, исходящие от студенческого актива или сотрудников, находят понимание и поддержку со стороны директора филиала и ректора вуза. Хочется отметить, что работа молодого и энергичного директора нашего филиала – Натальи Вершининой - не осталась без внимания. Наталья – дипломант конкурса «Лидер среднего профессионального образования» в номинации «За лучшую практико-ориентированную систему подготовки специалистов», член коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации по аттестации и аккредитации средних профессиональных учебных заведений.
Понятие корпоративной культуры в университетском комплексе базируется на одном основополагающем принципе. Этот принцип состоит в том, что любой сотрудник – будь то вахтёр, методист, преподаватель или директор филиала – выполняет воспитательную функцию. Ежедневно через него проходят сотни молодых людей, которые, получая высшее образование, формируют свои жизненные принципы и приоритеты, становятся полноценными членами общества, яркими личностями. В рамках университетской культуры происходит формирование студенческой субкультуры. В нашем вузе студенты рассматриваются как члены коллектива со своими интересами и потребностями. Они влияют на формирование норм и правил организационной культуры университета (стиля управления и администрирования, норм поведения и отношения к студентам).
Одной из форм социализации студентов является ритуал посвящения. В РУИ и МФЮА это ежегодное мероприятие, которое длится несколько дней. Так, в конце августа-начале сентября проходит адаптация первокурсников. Сначала вновь пришедшие студенты знакомятся с университетом и академией, с их правилами и традициями. Далее они принимают поздравления руководства и преподавателей вуза, присутствуют на концерте с напутствием старшекурсников. Чтобы первокурсники лучше освоились в новой обстановке и поближе познакомились с коллективом университета и сокурсниками, с ними проводятся психологические игры, тренинги, устраиваются совместные походы, экскурсии, спортивные соревнования.
Чтобы определить, какие ценности культивируются в студенческой среде РУИ и МФЮА, достаточно ознакомится с объявлениями, размещёнными на стендах вуза, с новостями на университетском сайте и с материалами газеты студентов и сотрудников РУИ и МФЮА «Точка; запятая». В студентах поддерживается стремление к лидерству и жизненному успеху, основанному на знаниях и общественной пользе.
Частью нашей корпоративной культуры является работа с выпускниками. Качество образования наилучшим образом проявляется в том, насколько успешны выпускники того или иного учебного заведения. Мы гордимся своими выпускниками, и это находит отражение в рейтингах независимых кадровых агентств, согласно которым МФЮА занимает первое место в России по таким критериям, как трудоустройство выпускников по специальности, уровень их заработной платы после окончания вуза и дальнейшее продвижение по карьерной лестнице.
РУИ и МФЮА поддерживают тесные контакты со своими выпускниками, следят за их дальнейшей судьбой и, при необходимости, оказывают им поддержку. Бывшие студенты, в свою очередь, тоже помогают родному вузу. Примечательно, что многие наши выпускники влились в число преподавателей РУИ и МФЮА, причём не только Кировского филиала, но и головного вуза.
Немаловажное значение для развития корпоративной культуры университета имеют его эмблема и другая фирменная атрибутика – флаг, вымпел, значки и проч. Участников всех массовых университетских мероприятий, будь то праздничное шествие или студенческий фестиваль, всегда легко узнать по ярким фирменным футболкам, бейсболкам и другим атрибутам фирменного стиля. А каждый выпускник нашего вуза получает нагрудный знак РУИ или МФЮА, а также памятный настенный диплом.
Поскольку высокое качество образовательных услуг невозможно без высококвалифицированных кадров, у нас уделяется большое внимание подбору преподавателей. Данный подбор осуществляется на конкурсной основе.
Общие характеристики и уровень образования претендента на вакантную должность определяются на основе предоставленных им документов. Опыт работы кандидата подтверждается трудовой книжкой, а также существующими отзывами и рекомендациями. Затем специалисты в соответствующих областях выявляют наличие у соискателя специальных знаний. Каждый претендент обязательно должен представить рабочий план по преподаваемой им дисциплине, соответствующий Государственному образовательному стандарту и включающий в себя авторские разработки. В дальнейшем преподавателю может быть предложено провести пробные лекции, которые оценивают не только специалисты, но и студенты. И только после успешного прохождения преподавателем всех этих этапов, мы заключаем с ним трудовой договор.
За годы работы филиала нам удалось создать коллектив с хорошим балансом опытных и молодых преподавателей, теоретиков и практиков. Также мы имеем возможность привлекать к работе преподавателей из других филиалов РУИ и МФЮА, которых на сегодняшний день по стране насчитывается свыше …
Главное наше требование к преподавателям – творческий подход к работе. Ведь чтобы донести до студентов глубинный смысл предмета, преподаватель сам должен быть творцом, обязан уметь искать, думать и учиться вместе со своими учениками.
Принцип «обучение через всю жизнь» распространяется на всех сотрудников и преподавателей РУИ и МФЮА. Каждый имеет возможность повысить свою квалификацию в любой сфере, ощущая при этом поддержку и одобрение со стороны администрации. Мы регулярно проводим тренинги и семинары, обучающие сотрудников и преподавателей необходимым навыкам. Кроме того, на каждой кафедре ежегодно разрабатывается план повышения квалификации профессионального преподавательского состава, на основе которого преподаватели посещают семинары, конференции и выставки по профилю своей работы.
Мотивировать сотрудников только напрямую в современном мире невозможно. Более эффективный путь - создание климата, в котором большинство работников сами создают себе стимулы для того, чтобы помочь компании добиться поставленных целей. Для этого мы уделяем повышенное внимание взаимоотношениям и созданию среды, благоприятствующей возникновению «чувства локтя» как у сотрудников, так и у руководителей по отношению к подчиненным.
Каждый работник желает получить вознаграждение за свой труд, но понятия о ценностях у всех разные. Для одних это деньги, для других слава и признание, для третьих - карьера, для четвертых - уважение и возможность самовыражения. В своей работе мы стремимся к максимальному проявлению талантов и способностей каждого сотрудника.
Наша система стимулирования трудовой активности предполагает оптимальное соотношение рабочего и свободного времени, труда и отдыха. Мы стараемся придерживаться этого принципа, любим и умеем хорошо работать и хорошо отдыхать. Администрация вуза находит средства для оплаты туристических путевок для отличившихся в работе сотрудников, оплачивает летний оздоровительный отдых детей сотрудников. Несколько раз в год, обычно в начале и конце учебного года, мы всем коллективом выезжаем на природу, где спортивные мероприятия и неформальное общение способствуют росту сплоченности коллектива.
Все вышеперечисленные принципы, можно объединить в девиз: работник должен гордиться и дорожить своим рабочим местом именно в нашей организации, но не из боязни потерять его, а из уверенности, что не сможет найти лучшего на другом.
Екатерина Бушмакина, газета "Рабочие места", Киров.
Ваша вакансия одновременно может быть размещена: