2011 год. № 81 (663).
Инновационные приёмы работы с персоналом начали появляться в нашей стране с середины 90-х, когда руководители новой формации освоили революционную для них теорию менеджмента. Тогда-то и стали приживаться у нас корпоративные праздники как действенный механизм управления.
Сегодня корпоративы признаны важнейшим элементом искусства построения команды. Совместный праздник не только способствует единению, взаимопониманию и тёплым отношениям в коллективе, но и даёт руководителю пищу для размышлений о кадровой политике предприятия, его корпоративной культуре, о том, каждый ли находится на своём месте. Также «фирменные» праздники, как утверждают специалисты по менеджменту, существенно повышают производительность труда: человек, работающий не только за деньги, но ещё и за идею, приносит большую прибыль. Праздничная терапия исцеляет от офисной депрессии, помогает поощрять или наказывать своих подчинённых. Кроме того, корпоратив является мониторингом настроений внутри коллектива, что очень полезно для руководителя.
Однако у «фирменного» веселья есть свои условности, которые сотрудникам просто необходимо принять во внимание.
Для участников:
Правило № 1
Не стоит фамильярничать с начальством, даже если оно внешне отошло от управленческого стиля поведения, участвует в конкурсах и розыгрышах, поёт караоке и радушно улыбается. Босс и здесь всё слышит, всё видит и анализирует. В компаниях, где строго соблюдается субординация, реже случаются моменты, когда кто-то из работников пытается «взять за галстук» руководство. Самое главное правило для веселящихся — не стоит забывать, кто в доме хозяин, иначе можно вылететь с работы на следующее утро. Впрочем, это не значит, что сотрудники должны быть напряжены и неулыбчивы.
Правило № 2
Не стоит отсиживаться в уголке, это могут расценить, как несогласие с политикой «партии». К тому же активные участники конкурсов и инсценировок, даже не слишком интеллектуальных, обязательно будут замечены начальством. Для карьериста — это, вероятнее всего, очередная ступенька карьерной лестницы. «Опарин обладает качествами лидера!» — подумает босс и внесёт активиста в кадровый резерв.
Правило № 3
При большой конкуренции среди сотрудников нельзя давать себе слабинку. Алкоголь — коварный враг, потому что развязывает язык и заставляет совершать невероятные поступки, порой даже самого порядочного и скромного работника. На Западе сотрудники гораздо реже «падают лицом в салат». Они стараются быть начеку даже на праздниках, потому что любую их оплошность можно выгодно использовать в коварных целях. Представительства некоторых зарубежных компаний в России исключают алкоголь из бесплатного праздничного меню, чтобы не быть виноватым в «потере человеческого лица» своих сотрудников. Каждый участник вечеринки может заказать спиртное у бармена по своему вкусу, заплатив из собственного кармана.
Правило № 4
Что бы не происходило на корпоративе, сотрудники должны об этом молчать.
Самое опасное, что может совершить работник после вечеринки, — начать утро в офисе с возгласов: «А помните, как босс вчера…?!». По крайней мере, на работе «разбор праздничных полетов» проводить не рекомендуется. Иначе вам обеспечен вывод на взлётную полосу отделом кадров, команда босса: «Взлет разрешаю», и вылет с работы, оторвавшись от твёрдой поверхности карьерной лестницы.
Для организаторов:
Правило № 1
Добровольность посещения корпоративного мероприятия. Если отказ от корпоратива мотивирован, единственным «упреком» для «дезертира» могут стать восторженные отзывы коллег о проведённом празднике. Если пропуск без уважительной причины, этично выясните у сотрудника, в чем причина его отсутствия. Быть может, этот сотрудник уже отдаляется от коллектива и неосознанно избегает совместных мероприятий.
Правило № 2
Доступность посещения «фирменной» вечеринки. Пусть мероприятие будет доступно для всех приглашённых сотрудников, особенно в женском коллективе, потому что им необходимо потратиться, чтобы выглядеть хорошо. Иначе бесплатный подарок от администрации превратится в дополнительные расходы для сотрудника.
Правило № 3
Возможность сотрудников уходить с праздника в любое время. Корпоратив — это мотивирующий фактор, а не форма «рабства».
Правило № 4
Должна быть предоставлена возможность семейного посещения. Если для фирмы затруднительно оплачивать развлечения «второй половинки» работника, об этом нужно предупредить. Но, в любом случае, не нужно противопоставлять коллектив семейным отношениям работника. Это может привести к скрытому противодействию с его стороны.
Правило № 5
Сопричастность работников к организации вечеринки: анкетирование, устный опрос пожеланий о празднике, задания подразделениям (подготовка сценок, «капустников» и розыгрышей).
Правило № 6
Никто не должен скучать. Современные развлекательные центры решают эту задачу. Для активной части коллектива — боулинг, бильярд или танцпол. Для других — бар с музыкой.
Правило № 7
Достойный для всех уровень мероприятия. Развлечения и угощения хорошо подтянуть до доступной для всех стоимости. Высоко оплачиваемый персонал должен с пониманием относиться к среднему уровню фуршета. В любом случае, дорогое спиртное топы вполне могут позволить себе на личном отдыхе.
Правило № 8
Корпоративное мероприятие — это продолжение работы для руководителей, потому что здесь есть прекрасная возможность с одним поговорить по душам, с другой потанцевать, с третьим сыграть партию в бильярд. Можно искренне поговорить с «тревожным работником» или вовлечь в мероприятие «выпавшего» сотрудника.
Правило № 9
Предпочтительнее праздновать 1–2 раза в год. Причём, первое мероприятие приурочить к профессиональному событию и организовать как поощрительное. А второе — как целевое, направленное на проработку запланированных целей. Светские праздники лучше исключить — их слишком много. К тому же частые праздники постепенно перестают быть мотивированными.
Правило № 10
Лучше избегать неискренности и двойных стандартов. Если в фирме не привито ежедневное внимание к сотрудникам, лучше провести более компактное и официальное мероприятие. Но в дальнейшем стремиться и в будни не забывать о своих работниках.
Удачного вам корпоратива и хорошего отдыха в кругу коллег и друзей!
Подготовила Наталья Янина, газета "Рабочие места".
Ваша вакансия одновременно может быть размещена: